Какие устройства с аккумуляторами можно провозить на борту в 2025 году

Какой пауэрбанк взять в самолет, чтобы его не забрали на контроле.

Аккумуляторы и устройства с ними можно брать в самолет, но только в ручной клади и с соблюдением ограничений. Если забудете пауэрбанк в багаже, сумки вскроют при досмотре, а внешний аккумулятор заберут в камеру хранения. Такая же участь ждет и слишком мощные аккумуляторы, которые попытаетесь взять с собой в салон.

Из-за того что батареи в гаджетах стали чаще воспламеняться в самолетах, авиакомпании постоянно ужесточают правила их перевозки. Разбираемся, какие гаджеты и пауэрбанки можно взять на борт в 2025 году

Какие аккумуляторы нельзя брать в самолет

Аккумуляторы на основе лития — самые распространенные в электронике. Они стоят почти во всех смартфонах, ноутбуках, планшетах, наушниках, электронных книгах и пауэрбанках. Если у вас гаджет с аккумулятором, а не на сменных батарейках, это почти наверняка либо литийионный, либо литийполимерный прибор. Узнать это можно по маркировке Li‑Ion или Li‑Pol на корпусе прибора или в его характеристиках. 

Литиевые аккумуляторы могут перегреваться и воспламеняться из‑за внутреннего короткого замыкания, повреждения или заводского брака. Если это случится в самолете, по кабине быстро распространится едкий дым, а потушить пожар не так просто. Устройство нельзя залить водой, огнетушителей всего 1–2 на борт, и к ним сложно добраться при задымлении, а песка в салоне нет. 

Ситуация с багажным отсеком хуже: пожар не смогут вовремя обнаружить и локализовать, поэтому оставлять в нем аккумуляторы опасно для жизни. Именно поэтому литийионные и литийметаллические аккумуляторы, а также устройства с ними нельзя сдавать в багаж и можно провозить только в ручной клади.

Авиакомпании всего мира, включая российские, соблюдают единые правила перевозки аккумуляторов. Эти нормы разрабатывают эксперты по безопасности на основе анализа авиапроисшествий.

В 2025 году на перевозку аккумуляторов распространяются следующие требования:

  • Без ограничений. Литийионные батареи с удельной емкостью не более 100 Вт·ч и содержанием лития не более 2 г. Например, смартфоны, планшеты, электронные книги, наушники, большинство ноутбуков, фотоаппараты, видеокамеры и пауэрбанки емкостью до 20 000 мА·ч.
  • С разрешения авиакомпании. Литийионные батареи с удельной емкостью от 100 Вт·ч до 160 Вт·ч и содержанием лития от 2 до 8 г. Например, пауэрбанки емкостью 30 000-40 000 мА·ч, профессиональные камеры, переносное медоборудование.
  • Запрещено. Литийионные батареи с удельной мощностью свыше 160 Вт·ч и содержанием лития более 8 г. Внешние аккумуляторы емкостью более 43 000 мА·ч, промышленное оборудование, некоторые самокаты, моноколеса.
    Исключение. Если мощность аккумулятора больше 160 Вт·ч, уточните у авиакомпании, можно ли провезти пауэрбанк отдельно в багажном отсеке как опасный груз. Иногда компании предлагают такую услугу за отдельную плату.

Многие авиакомпании вводят дополнительные ограничения — например, запрещают размещать пауэрбанки на багажных полках (разрешено только под сиденьем) или полностью ограничивают их использование на борту. Также на контроле могут потребовать упаковать каждый аккумулятор в отдельный прозрачный пакет. 

Для пассажиров с ограниченными возможностями действуют особые правила. Обычно можно провозить в салоне аккумуляторы для инвалидных колясок емкостью до 300 Вт·ч, но только после предварительного согласования и предоставления технической документации. 

Электротранспорт — самокаты, моноколеса, сигвеи — обычно можно сдать в багаж только после извлечения аккумулятора. Саму батарею (емкостью не более 160 Вт·ч) нужно взять с собой в салон. Если аккумулятор достать нельзя, в самолет такой самокат или колесо не пропустят.

Перед полетом обязательно уточните правила перевозки аккумуляторов у своей авиакомпании — требования могут различаться в зависимости от перевозчика и маршрута. Проверьте ограничения на сайте или позвоните на горячую линию: авиакомпании учитывают требования стран и аэропортов, в которые выполняют рейсы.

Как рассчитать энергоемкость аккумулятора

Не все производители указывают энергоемкость в ватт‑часах (Wh), особенно если это устройство неизвестного бренда или с маркетплейса. Но вычислить ее легко самому:

Вт·ч = мА·ч × В ÷ 1000

Например:

  • Если емкость батареи составляет 20 000 мА·ч (20 А·ч), а напряжение — 3,7 В: 20 000 × 3,7 ÷ 1000 = 74 Вт·ч — такой аккумулятор можно брать в самолет.
  • Аккумулятор на 14 800 мА·ч с напряжением 7,4 В: 14 800 × 7,4 ÷ 1000 = 109,5 Вт·ч — нужно разрешение авиакомпании.


Ищите в описании емкость в ватт‑часах (Wh) либо в ампер‑часах (Ah) вместе с напряжением в вольтах (V). У этой модели: 38 Wh = 10 Ah × 3,8 V.

Что будет, если перепутать или нарушить правила

Если вы случайно оставите пауэрбанк или аккумулятор в багаже, его обязательно найдут при досмотре. В этом случае возможны два варианта: если до вылета еще много времени, вас вызовут через громкую связь, чтобы вы лично присутствовали при вскрытии чемодана. Но если времени в обрез, багаж вскроют без вас — устройство изымут и отправят на хранение, а вам выдадут специальный акт. То же самое произойдет, если запрещенный предмет найдут в ручной клади: вам предложат выбросить его либо сдать в камеру хранения.

Изъятые вещи обычно хранятся в аэропорту от месяца до трех. Первые сутки хранения бесплатные, дальше придется платить. Чтобы забрать свои вещи, обязательно сохраняйте акт об изъятии — без него устройство не вернут. Точные сроки и условия хранения лучше уточнить заранее на сайте аэропорта — если вовремя не забрать вещь, ее уничтожат.

На борту самолета правила могут быть еще строже. Бортпроводники могут потребовать выключить устройство, прекратить зарядку от пауэрбанка или убрать его под сиденье. За несоблюдение этих требований могут не только снять с рейса, но и выписать немалый штраф. Именно поэтому лучше заранее уберите все аккумуляторы в ручную кладь и внимательно следите за объявлениями экипажа.

Что делать, если устройство начало перегреваться в полете

Если ваш телефон, ноутбук или пауэрбанк начал сильно нагреваться, дымиться или деформироваться:

  • Немедленно отключите устройство от зарядки, если оно подключено.
  • Переместите на пол под кресло — покрытие в самолете огнестойкое, поэтому это безопаснее, чем держать его в руках или оставлять на сиденье.
  • Сразу сообщите бортпроводникам — у них есть огнеупорные контейнеры, специальные перчатки и огнетушители для таких случаев.
  • Не пытайтесь тушить водой — литиевые аккумуляторы при контакте с водой могут вспыхнуть сильнее. Экипаж знает, как правильно устранить возгорание.

Памятка

  • Можно провозить без ограничений литийионные батареи мощностью 100 Вт·ч или с содержанием лития до 2 г. Например, смартфоны, ноутбуки, пауэрбанки емкостью до 20 000 мА·ч, часы, медицинские датчики.
  • Нужно разрешение авиакомпании для литийионных батарей от 100 до 160 Вт·ч и литийметаллических, в которых от 2 до 8 г лития. Например, пауэрбанки 30 000–40 000 мА·ч и аккумуляторы для профессиональной фото- и видеотехники.
  • Запрещены литийионные батареи свыше 160 Вт·ч и литийметаллические с содержанием лития от 8 г. Например, пауэрбанки от 43 000 мА·ч и электротранспорт (самокаты, моноколеса) с несъемными аккумуляторами.
  • Исключения: аккумуляторы для инвалидных колясок до 300 Вт·ч после предварительного согласования и батареи мощнее 160 Вт·ч, которые оформлены как опасный груз (уточняйте у авиакомпании, такая опция есть не у всех).
  • Перед полетом проверьте маркировку аккумулятора (Вт·ч или мА·ч + В) и рассчитайте мощность: Вт·ч = (мА·ч × В) ÷ 1000. Уточните правила провоза на сайте авиакомпании.
  • В аэропорту берите все аккумуляторы и устройства с ними только в ручную кладь. Электротранспорт провозите без батареи в багаже, а батарею мощностью до 160 Вт·ч — в салоне. Если у вас с собой медоборудование, приготовьте на него документы.
  • На борту размещайте электронику под сиденьем, а не на полках. При перегреве устройства не тушите водой, а немедленно отключите его от зарядки, переместите на пол под кресло и сообщите бортпроводникам

Зарядка
Путешествия

Вам понравилась статья?